17:35 Успех Петра Налича и политика признания | |
![]() При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов. При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов. До тех пор, пока они не появились в эфире РТР на российском отборочном конкурсе «Евровидения», где в ходе всенародного голосования обошли всех конкурентов и получили право представлять Россию на конкурсе в Осло. Среди обойденных были как малоизвестные музыканты, так и протеже мастодонтов шоу-бизнеса, что добавило победе Петра Налича сотоварищи остроты. Теории заговора и неподдельная радостьДискуссия на страницах блогов и форумов в Интернете, действительно, развернулась показательная, содержащая много откровенно злобных и столь же откровенно восторженных отзывов, что, в какой-то мере, можно интерпретировать как показатель расслоения российского общества. Тем не менее, победу Налича можно считать результатом настоящего общественного волеизъявления: ведь выбран он был не экспертной комиссией, а общим голосованием. Остановимся подробнее на интерпретациях ситуации, которые предлагает российское сетевое сообщество. Интерпретации в духе «всемирного заговора»: - Петра Налича выбрали специально для того, чтобы не выигрывать на Евровидении: огромные средства тратятся на подготовку Олимпиады в Сочи, и второго мега-проекта бюджету РФ просто не выдержать. - Победа МКПН – продуманная диверсия. Жертва диверсии – российский шоу-бизнес, имидж России на международной арене и т.д. - Победа МКПН стала возможной в результате очередного флешмоба в Интернете и не характеризует реальных музыкальных пристрастий россиян. Объяснения традиционные, «народные»: - Победа неформатного участника – трагическая ошибка, которую не объяснить человеческой логикой. - За победу МКПН были заплачены деньги, чтобы раскрутить команду на внутрироссийском рынке: т.е. это просто такой шумный способ вырваться из субкультурной Интернет-известности. Объяснение квазипрофессиональное: Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения».
- Выбор Налича – способ показать свое отношение к изжившему себя конкурсу, который, по мнению многих, превратился в политизированную арену для выяснения отношений между государствами. Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения». Интерпретации одобрительные: - Победа МКПН – победа всего нестандартного, творческого и интересного над пластиковой и единообразной российской поп-культурой, причем осуществленная при массовой народной поддержке. - Качественный музыкальный продукт нашел дорогу к более широкой публике и сможет выйти за пределы круга активных Интернет-пользователей. - Коррумпированная система отбора на телевидении также была преодолена и наконец дорогу получили артисты, которых выбирают не продюсеры и телевизионные боссы, а аудитория. Опасения:
- Тонкая ирония и скрытый под грустной мелодией стеб, свойственный большинству композиций МКПН, могут оказаться непонятными широкой публике. - Любители Налича также хватаются за сердце: попадание «в телевизор», да еще и на традиционно попсовый конкурс может нанести ущерб имиджу и дальнейшей судьбе коллектива как «музыки для своих» и «не для всех». Маргиналы на ТВ и в жизниМузыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.
На последнем хочется остановиться подробнее. Действительно, феномен Налича как раз заключается в том, что в кои веки музыкальному коллективу не потребовалось усилий продюсеров, вложения огромных денег в рекламу для того, чтобы обрести по-настоящему народную популярность – конечно, в среде городской молодежи с доступом в Интернет. Музыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.
Тот факт, что эта культура все же проникла на телевидение, пусть и благодаря вполне рациональному и понятному стремлению МКПН пробиться, хоть бы и с помощью Евровидения, на международный музыкальный рынок, нельзя не рассматривать как положительный момент. Триумфальное явление этой части современной российской культуры на телеэкраны – это официальное признание факта ее существования, включение ее в более широкий культурный контекст, «размалчивание», если можно так выразиться. Тут можно провести аналогию с идеями, высказанными в знаменитой работе Чарльза Тейлора «Политика признания»: в этой книге Тейлор отметил необходимость признания самобытности культуры определенной социальной группы для полноценного ее существования. В случае с культурами мигрантов, например: на государственном уровне необходимо признать самобытность их культуры, ее право на существование наравне с другими культурами в рамках национального государства для того, чтобы эта группа ощутила собственную полноценность и начала позитивно включаться в жизнь целого, государства. Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают.
Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают. Общим местом для описанного выше «креативного поколения» стал демонстративный отказ от просмотра телепередач, чтения официальных газет и участия в жизни страны вообще. Обиженными они себя не чувствуют, но определенная и сознательная отстраненность от мейнстрима – как культурного, так и общественного – очевидна. Именно поэтому некоторые фанаты Налича болезненно восприняли перспективу проникновения своего любимца в мейнстрим. Между тем в перспективе в интересах российской общественности все же представить и эту часть культуры на центральном телевидении: с одной стороны, потому что именно в ней происходит все самое интересное и самобытное, а с другой стороны, потому что именно «креативное поколение» - это те молодые профессионалы, от благополучия и самочувствия которых, в конечном итоге, зависит будущее страны, как бы пафосно это ни звучало. Самодельный клип МКПН на песню "Гитар""Дача": концертное исполнение, клуб IKRAАнна Желнина, cogita.ru, 10.03.10
Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 0 | |